Рекламный баннер 980x60px ban1
69.55
80.7
Рекламный баннер 468x60px main1

Точность – черта профессиональная: "Страж Балтики"

Точность – черта профессиональная:

http://газетастражбалтики.рф/tochnost-cherta-professi..

25 января в Военно-Морском Флоте России отмечается День штурмана
От ледяного безмолвия южных широт Антарктики до холодных вод Баренцева моря в 2020 году прокладывали маршруты судов и боевых кораблей штурманы Балтийского флота.
В общей сложности за минувшие 12 месяцев, решая задачи дальних походов, моряки-балтийцы оставили за кормой более 180 тысяч миль. Каждая из них была с точность до метра просчитана и выверена современными мастерами навигацких наук старейшего военно-морского объединения страны.
В настоящее время более 200 военнослужащих и гражданских специалистов заняты штурманским обеспечением деятельности морских сил Балтийского флота. На их плечах не только забота о безопасном и верном направлении движения судов и кораблей, но и контроль работы бортового и берегового навигационного оборудования, его настройка и ремонт.

Среди основных задач штурманской службы БФ, которую возглавляет капитан 1 ранга Денис Ковалёв, можно выделить несколько основных направлений. Как и прежде, ключевым из них является работа по предупреждению навигационных происшествий и предпосылок к ним. Актуальность этого направления сложно переоценить, ведь с каждым годом ширится география и возрастает интенсивность плавания кораблей и судов Балтийского флота, а значит, увеличиваются роль и ответственность штурманов за выполнение экипажами учебно-боевых задач.

Моряки-балтийцы не оставляют надолго без своего присутствия различные регионы Мирового океана. За год они совершили пятнадцать длительных плаваний, семь из которых пришлись на дальнюю морскую зону. В рамках походов состоялось семнадцать неофициальных визитов и деловых заходов в порты других государств. Так что флотским штурманам сложных, интересных, а порой и уникальных навигационных задач за прошедший учебный год приходилось решать немало.

Неоценимый опыт в рамках дальнего похода приобрели экипажи сторожевого корабля «Ярослав Мудрый», спасательного буксира «Виктор Конецкий» и танкера «Ельня». Группа покинула родной берег в октябре 2019 года, а вернулась на Балтику в мае 2020-го. География плавания была обширной и пролегала в водах двух океанов. Особенностью похода явилось и то, что впервые за достаточно большой промежуток времени отряд кораблей Балтийского флота по пути в Индийский океан обогнул Африканский континент. До этого подобный переход в 1997 году совершил отряд кораблей во главе с эсминцем «Настойчивый».
По словам старшего офицера штурманской службы БФ капитана 2 ранга Максима Филинова, в плане приобретения профессионального опыта этот поход сложно переоценить. На борту СКР «Ярослав Мудрый» находился флагманский штурман соединения кораблей ОВР БВМБ капитан 3 ранга Алексей Вавдеюк.

Офицер до этого ходил на СКР «Неустрашимый», и опыт плавания в дальней морской зоне у него имелся. Теперь он приобрёл новые знания и практические навыки, которые сможет передавать штурманам своего соединения.

В походе личным составом БЧ-1 сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» командовал капитан-лейтенант Иван Рябов. Офицер проявил себя грамотным, инициативным специалистом, все поставленные задачи он решил успешно, хотя порой балтийцам приходилось нелегко. Они неоднократно преодолевали сложные с навигационной точки зрения зоны активного судоходства. В Индийском океане моряков БФ испытал на прочность сильный шторм.

Высокой походовой активностью был отмечен 2020 год для экипажей корветов и больших десантных кораблей. Они решали задачи в акваториях Балтийского, Северного и Средиземного морей. Как отметил капитан 2 ранга Максим Филинов, наиболее сложной в навигационном отношении традиционно считается проливная зона, миновать которую при выходе из Балтики невозможно. Проливы Фемарн-Бельт, Большой и Малый Бельт отличаются узкими фарватерами и сверхактивным судоходством. Как правило, к этим трудностям прибавляются сложные гидрометеорологические условия: сильные течения и ветра, приливы и отливы. Обычно переход проливной зоны занимает порядка 16 часов. Всё это время штурман должен находиться на боевом посту в готовности № 1, непрерывно контролировать место положения корабля, его навигационные параметры и выдавать рекомендации командиру.
С этой непростой миссией, а также с другими ответственными задачами, возложенными на флотских навигаторов, успешно справлялись флагманские штурманы соединений десантный и надводных кораблей капитан 3 ранга Александр Двужилов и капитан 2 ранга Андрей Федорчук. Из корабельного звена командованием отмечались грамотные действия штурманов больших десантных кораблей капитан-лейтенантов Александра Фёдорова, Андрея Грузнова и Александра Фадеева. Высокий уровень профессионализма продемонстрировали командиры БЧ-1 корвета «Бойкий» капитан-лейтенант Станислав Каракулов и корвета «Стерегущий» капитан-лейтенант Тимофей Вороненко.

В 2020 году МРК «Зелёный Дол» впервые совершил межфлотский переход на Северный флот по внутренним водным путям. Миновав Балтийское море, Финский залив, систему рек и каналов, малый ракетный корабль зашёл в Белое море, где на одном из полигонов успешно поразил крылатыми ракетами «Калибр» береговые мишени. После выполнения задачи МРК «Зелёный Дол» вернулся обратно, пройдя в общей сложности свыше четырёх тысяч миль.
Особенностей в навигационном плане у этого похода было предостаточно. Переход по внутренним водным артериям осуществлялся под буксирами с преодолением большого количества шлюзов. Личный состав БЧ-1 МРК под руководством дивизионного штурмана соединения ракетных кораблей и катеров капитан-лейтенанта Александра Любавина постоянно поддерживал связь и осуществлял взаимодействие с капитанами буксиров и их помощниками.
Интересна профессиональная судьба одного из участников этого необычного похода командира БЧ-1 МРК «Зелёный Дол» лейтенанта Игоря Шувалова. Он окончил Санкт-Петербургский военно-морской институт по специальности «минно-торпедное вооружение», но из-за дефицита штурманов новоиспечённый офицер в числе нескольких выпускников на год был отправлен на учёбу в Тихоокеанское высшее военно-морское училище для получения дополнительного профессионального образования. Там Игорь успешно прошёл переподготовку и сегодня с честью несёт звание штурмана одного из самых современных кораблей Балтийского флота.
Свои специальные задачи в ушедшем году решал в Аденском и Оманском заливах корабль связи «Адмирал Фёдор Головин». Старшим штурманом похода на нём был капитан 3 ранга Станислав Бялькин, а командиром БЧ-1 – лейтенант Владислав Свиридов.

Летом 2020 года из уникального по своей программе шестимесячного похода в Антарктиду вернулось океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский», штурманом которого являлся третий помощник капитана Иван Калошин. В процессе подготовки к плаванию на ОИС было полностью заменено штурманское оборудование. На судне установили современный цифровой эхолот, позволяющий в режиме реального времени измерять глубины и тут же отображать картинку на мониторе. Также была смонтирована новейшая электронная картографическая навигационная информационная система.

Маршрут исследовательского судна Балтийского флота практически полностью совпал с историческим путём первой российской экспедиции в Антарктику шлюпов «Восток» и «Мирный». На всех этапах экипажем осуществлялся промер глубин, проводился большой объём других исследовательских работ в различных климатических зонах Северного и Южного полушарий. Судно побывало в Антарктике, совершило несколько заходов в иностранные порты. Полученные в рамках экспедиции данные будут использованы для уточнения навигационных карт морей и океанов. Штурманом похода ОИС «Адмирал Владимирский» был капитан-лейтенант Алексей Бажанов.

Балтийцы продолжают решать возложенные на них задачи в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море. Так, новый 2021 год и Рождество вдали от родных берегов встретили экипажи четырёх боевых кораблей и судов обеспечения Балтийского флота. В настоящее время в длительном плавании в Средиземноморье находятся корвет «Стойкий», средний морской танкер «Кола» и морской буксир «Яков Гребельский», а также плавучая мастерская «ПМ-82». В Северной Атлантике выполняют свою миссию корветы «Бойкий» и «Стерегущий».

Важное место в деятельности штурманской службы Балтийского флота занимает работа по совершенствованию профессиональной подготовки не только личного состава профильных боевых частей, но и офицерского состава, имеющего судоводительские обязанности: командиров кораблей, их старших помощников, вахтенных офицеров. Занятия в соответствии с утверждённым графиком проводятся в филиале ВУНЦ ВМФ «ВМА» в г. Калининграде.

– Эффективность проведения таких занятий очень высокая, – говорит капитан 2 ранга Максим Филинов. – В процессе решения навигационных задач на тренажёре моделируются условия, максимально приближенные к тем, в которых работают экипажи кораблей Балтийского флота. Подобные тренировки важны и для личного состава, который по объективным причинам, будь то болезнь, отпуск или ремонт корабля, некоторое время был лишён морской практики. Планированием и организацией учебных мероприятий занимается штурманская служба флота совместно с управлением боевой подготовки БФ. Их специалисты осуществляют контроль результатов проведения занятий.

На штурманскую службу БФ возложена ответственная задача по подготовке к переходу на другие флота командиров и личного состава штурманских боевых частей кораблей, построенных для ВМФ России на верфях Калининграда и Санкт-Петербурга. Как известно, после принятие программы по обновлению состава Военно-Морского Флота ежегодно на воду спускаются по несколько современных корпусов. Так, в декабре 2020 года в состав ВМФ был передан построенный на заводе «Янтарь» большой десантный корабль «Пётр Моргунов». Завершающие недели уходящего года и первые дни года наступившего офицеры штурманской служба Балтийского флота были заняты подготовкой к переходу БДК на Северный флот.

Как рассказал капитан 2 ранга Максим Филинов, командиры корабля и штурманской боевой части до этого проливную зону не проходили. Поэтому были спланированы и проведены занятия личного состава ГКП – БИП БДК «Пётр Моргунов» на тренажёре «Регель». Для расчётов, участвующих в проводке корабля, загружались реальные карты и создавались навигационные условия проливной зоны. Военные моряки Северного флота по несколько раз отрабатывали все элементы прохождения сложного участка маршрута. Поначалу не всё получалось, но со временем пришёл и результат – весь личный состав корабля был полностью готов к переходу на Северный флот.

Взятый руководством страны и Министерства обороны курс на обновление техники и вооружения российских армии и флота в полной мере касается навигационного оборудования кораблей и береговой инфраструктуры ВМФ. В последние годы новые образцы техники регулярно поступают на Балтийский флот. В частности, штурманы корабельных соединений продолжают получать в своё распоряжение электронные картографические навигационные информационные системы (ЭКНИС) «Аляска» и «Сегмент». Они могут использоваться как самостоятельно, так и в качестве части интегрированных навигационных систем корабля. ЭКНИС обеспечивают оперативный приём с различных источников, обработку и отображение данных.
Помощь флотским штурманам призвана оказывать и инерциальная навигационная система «Кама». Она вырабатывает следующие данные: широту и долготу места, высоту объекта, курс и углы качки, угловые скорости качки и изменения курса, составляющие линейной скорости и др. Особенность этого оборудования состоит в том, что оно – в отличие от аналогичных систем предыдущих поколений – в разы быстрей приводится в рабочее состояние, что, безусловно, повышает уровень боеготовности корабля. У всех поступающих на флот технических средств навигации существенно выше и точность определения параметров, которые критически важны, например, при выполнении стрельб.

Оснащаются корабли Балтийского флота новыми, в том числе многолучевыми эхолотами. Они осуществляют не только промер фактической глубины под килем, но и в 3D-масштабе отображают рельеф дна вокруг корабля. Применение подобных технических средств помогло обнаружить на дне Балтийского моря ранее не известные затонувшие объекты. Например, уже в этом году было найдено сразу несколько покоящихся со времён Второй Мировой войны мин.
Понятно, что для грамотной эксплуатации современной техники требуются специалисты. Лейтенанты, приходящие на флот по окончании военных вузов, как правило, хорошо знакомы с передовыми навигационными системами. Офицеры, которые уже давно служат в корабельных соединениях, изучают новинки в процессе их установки на корабли. Существенную помощь в этом им оказывают представители предприятий – разработчиков навигационного оборудования. Как отмечает командование штурманской службы, зная старую материальную часть, при содействии опытных инженеров офицеры быстро осваивают поступающие на флот навигационные комплексы и системы, о чём свидетельствуют и результаты, которые демонстрируют моряки-балтийцы при выполнении плановых мероприятий боевой подготовки и решении задач дальних морских походов. Но если вдруг самое умное и совершенное оборудование откажет, опытный штурман всегда сможет вести свой корабль по старинке – при помощи бумажной карты, линейки, часов и звёзд на ночном небосклоне или же солнца в ясную погоду. Полученные в вузе и за время службы знания и опыт помогут в трудную минуту.

По традиции в конце прошлого года на флоте были подведены итоги боевой учёбы. Лучшей среди объединений в 2020 году была признана штурманская служба Ленинградской военно-морской базы во главе с флагманским штурманом капитаном 2 ранга Дмитрием Минаевым. В лидерах числится штурманская служба дивизиона кораблей связи, работой которой руководит капитан-лейтенант Александр Ермолаев. Среди кораблей первое место заняла БЧ-1 СКР «Ярослав Мудрый», командиром которой является капитан-лейтенант Артём Козицкий.
В наступившем году, как и для остальных служб, управлений, соединений и воинских частей, для штурманов Балтийского флота основной задачей станет проведение совместного стратегического учения «Запад-2021». Кроме того, корабли с берегов Балтики продолжат демонстрировать Андреевский флаг в дальней морской зоне, а значит, ратный труд флотских штурманов будет по-прежнему востребован.
Владимир ДАШЕВСКИЙ, фото автора и их архива «Страж Балтики».
На снимке: По курсу – Антарктика.

#вестникбалтийска #калининград #балтийск #зеленоградск #светлый #светлогорск #приморск #балтийскаякоса
1918

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3