Детство и юность наркома СССР Кузнецова
Продолжение, начало – в «ВБ» № 10 от 20 марта
Виктор ЛИТВИНОВ
В этом номере публикуем продолжение нового очерка почетного жителя Балтийска, члена Союза журналистов России вице-адмирала Виктора Литвинова о детстве советского военно-морского деятеля, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, чье 120-летие со дня рождения отмечалось в прошлом году.
Дух предков
Детство оставалось позади. Суровая жизнь закалила тело и душу Николая. В юность он вступал окрепшим, с верой в будущее. А будущее он связывал с военным флотом.
Сначала подготовительная школа молодых моряков в Архангельске, затем отбор наиболее активных, подготовленных. Словом, подающих большие надежды. И наконец Петроград, военно-морское училище. Наступает пора рассказать о нем как о юноше: с его характером, сильными и слабыми чертами, с его ростом интересов, интеллектом, с его стремлением больше узнать, увидеть, испытать.
И тут я не могу не провести параллель, сходство основных этапов возмужания Николая с судьбой юного Петра I, которого закалило именно Беломорье, когда он в свои 20 лет добрался в 1693 году до Архангельска и на небольшой шхуне решился идти через Белое море к Соловецким островам, как попал в жестокий шторм и все же победил стихию и достиг Большого Соловецкого острова. Для Петра это явилось началом любви к морю и кораблям.
А как же Ломоносов? Он из деревни Денисовки Архангельской губернии в 19 лет сломя голову двинулся в далекий путь в Москву за познанием нового мира. Пример его предков, поморов, беломорская закалка двинули его на подвиг во имя науки!
В ответе за младших
Но вернемся к герою нашего рассказа – Николаю Кузнецову. В числе 159 курсантов он считался наиболее прилежным учеником. Учиться было нелегко. Здание училища нуждалось в ремонте, зимой одолевал холод. В заведении был «голодный паек». 20 сентября 1922 года юношу перевели на подготовительный курс Военно-морского училища.
В августе 1923 года он отправился в практическое плавание на крейсере «Аврора». Мечта крестьянского сына стать командиром Красного флота сбывалась. По возвращении из плавания 13 октября 1923 года Николай был зачислен на младший специальный курс училища.
Училище юноша полюбил сразу. История флота, сражения русских моряков увлекали, он старательно изучал тактику действий наших и вражеских адмиралов. Однако трудности испытывал с математикой и, когда собственного усердия оказывал недостаточно, посещал дополнительные занятия.
Морские плавания укрепляли выучку курсантов. 10 июля 1924 года Николай отправился на крейсере «Аврора» вокруг Скандинавии в первое заграничное плавание по маршруту Кронштадт – Берген – Мурманск – Архангельск – Тронхейм – Кронштадт. Для него этот поход был тем интересен, что он побывал на Севере, в краю его детства, суровом, но таком дорогом и укрепившем для самостоятельной жизни и борьбы.
В октябре Николай стал командиром отделения слушателей нового набора. Теперь он должен был воспитывать их и за них нести ответственность. Владимир Рудный, один из биографов Кузнецова, в своей книге «Готовность № 1» писал, что «командовал он младшекурсниками без окрика, не повышая голоса, не подгонял, а своим примером побуждал их делать так, как делает он…».
«Инициативен. Выправка хорошая»
Морская служба и учение занимали все время Кузнецова. Май 1925 года – плавание на канонерской лодке «Красное знамя». С июля по сентябрь – практика на Петроградской морской базе, затем снова училище, перевод на старший курс. Октябрь – назначение командиром взвода курсантов.
Теоретическое обучение завершилось в 1926 году. Его зачислили в корабельные слушатели и отправили в практическое плавание на линейном корабле «Парижская коммуна».
125 дней на «Парижской коммуне» стала хорошей тренировкой перед вступлением в самостоятельную флотскую жизнь. В аттестации корабельного курсанта Кузнецова было записано: «Очень способный, общее развитие хорошее. Выдержан, спокоен. Инициативен. Здоров. Выправка хорошая. Специальная подготовка отличная. Будет хорошим артиллеристом».
Осенью 1926 года состоялся долгожданный выпуск из училища. Из 108 выпускников пятеро лучших, и среди них Николай Кузнецов, получили право выбора флота. Кузнецов выбрал Черноморский. Почему? Причина была одна – его интересовал неизведанный морской «театр».
На этом мы завершаем рассказ о детских и юных годах будущего наркома ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова. О том, как сложилась его судьба, мы расскажем вам позже.
Но вспоминается один из многочисленных эпизодов, вселяющих в сердце уверенность. 30 октября 2024 года, когда мне довелось принять участие в торжественном построении бригады ракетных катеров, я смотрел на лица командиров новейших малых ракетных кораблей, гвардейских ракетных катеров, и мне не верилось, что передо мной вчерашние школьники – слушатели военно-морских классов школы № 6 Балтийска. В их глазах я увидел волю и решимость возмужавших морских офицеров, которые не дрогнут ни при каких испытаниях и вложат все свои знания, навыки и мастерство в победу над врагом.
Залогом тому служат подвиги советских матросов, офицеров, адмиралов в годы Великой Отечественной войны и примеры храбрости и беззаветной преданности Родине воинов, сражающихся сейчас на фронтах специальной военной операции.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: