Жизнь пахнет удивительно!
Жизнь наша – необъятный
голубой простор моря!
Так украшайте эту жизнь еще более,
Еще более раздвигайте ее просторы!
Александр Серафимович, 1948 г. Из напутственного слова молодежи
Представляем новый исторический очерк почетного жителя Балтийска, вице-адмирала Виктора Литвинова, посвященный Дню Военно-Морского Флота. В нем автор рассказывает малоизвестные страницы биографии прославленного флотоводца Николая Герасимовича Кузнецова.
Накануне Дня Победы по ТВ начали показ художественного фильма «Адмирал Кузнецов». В главной роли снимался актер Игорь Петренко. Большинство телезрителей отозвались о фильме, как о несомненной удаче игры самого Петренко, так и о новом взлете нашего киноискусства. К выходу фильма на экраны мы успели закончить рассказ – очерк о детстве и юности Николая Герасимовича и опубликовать его в двух номерах «Вестника Балтийска». Признаюсь, что не знал о съемках кинофильма, и поэтому с особым вниманием смотрел все его серии. Меня поразила сильная игра актеров: все получилось естественно, без натяжек и излишнего артистизма.
Был счастлив от того, что в голосах моей сестры из Питера и старшего сына Ивана из Москвы прозвучала твердая, без пафоса, оценка «отлично» (!) Так же отозвались многие из друзей и просто знакомых.
Становление наркома
Передо мной встал вопрос, зачем мне продолжать рассказ о наркоме ВМФ Советского Союза после такой талантливой киноленты. Но это был лишь мгновенный сигнал: «Надо ли?» «Надо!» – был ответ моих близких. В фильме показан только период Великой Отечественной войны с момента ее начала в июне 1941 года и до победных дней 1945-го. Но не прозвучал ответ, почему Сталин остановился на кандидатуре Кузнецова, когда решался в 1939 г. вопрос, кому доверить государственный пост наркома (читайте – министра) Военно-Морского флота страны, которая только вчера была Российской империей (с момента Октябрьской революции прошло всего лишь 22 года), ведь Кузнецову тогда было только 35 лет.
В предыдущем рассказе мы остановились на этапе окончания Николаем военно-морского училища в 1926 году. Местом дальнейшей службы он избрал Черноморский флот.
Три года он служил вахтенным офицером на крейсере «Червона Украина». С 1929 по 1932 год учился в Военно-морской академии, которую окончил с отличием. Его назначают старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ» и через год – командиром крейсера «Червона Украина».
Почему? Только ли потому, что был всегда примером в учебе: и в юности, и в молодые офицерские годы? Отнюдь нет. Исторические материалы о нем, воспоминания его сокурсников и сослуживцев свидетельствуют о твердости его характера, уверенности в себе, способности отстаивать свою точку зрения, порой вопреки мнению высших должностных лиц. С первых самостоятельных шагов службы на кораблях он задавал тон и необходимый темп боевой подготовки и организации корабельной службы. Это когда экипаж корабля действует, как единый организм, без ненужных длинных пауз и передышек.
Гамма характеров
Давайте сразу скажем, что 20-е годы на флотах были поначалу отмечены и разгулом анархии, и неопытностью молодых командиров – вчерашних рабочих и крестьян (прежний офицерский состав царского флота наполовину или эмигрировал, или погиб в Гражданской войне). Николай Герасимович в своих рассказах о первых своих шагах на корабле как-то говорил, насколько сложны характеры моряков. Один – неунывающий весельчак, балагур, во время перекуров на баке – душа общества. Другой – молчалив, даже несколько мрачен, его трудно вызвать на откровенность, но дело свое хорошо знает, выполняет его на совесть. Попадают и трудные люди, хотя таких в команде обычно немного, но они доставляют командирам много хлопот. Они отличаются нежеланием подчиняться дисциплине.
Адмирал Кузнецов вспоминал при этом краснофлотца по фамилии Красный. Хорошие качества у него сочетались с какой-то анархической нелюбовью к воинскому порядку. Он подчеркнуто рисовался своей грязной одеждой, позволял себе вольности в разговоре со старшими, огрызался на замечания боцмана. Но еще больше распоясывался на берегу, в любую минуту мог подвести своего командира. Однажды так и произошло. В 1927 году в Николаеве крейсер посетил нарком обороны Клим Ворошилов. Вечером матросы бодрствовали, толпились на шкафутах, всем хотелось увидеть своего наркома. Завязался разговор. Вот тут-то наш матрос Красный, в неряшливой форме, лежа на надстройке, обратился к наркому, назвав его просто «товарищ начальник», на что Ворошилов резко заметил: «А может, я ваш дядька?» «А может, и дядька», – вырвалось у Красного. Нарком возмущенно воскликнул: «У вас, командир, не корабль, а проходной двор!» – и тут же сошел на берег.
Вот что мы читаем в воспоминаниях командира БЧ-5 крейсера «Красный Кавказ» Н. А. Прохватилова: «Вначале мы насторожились, сработаемся ли с новым старпомом. Познакомились ближе, я понял, что пришел весьма грамотный и опытный моряк, знающий крейсерскую службу». (Рудный В. «Готовность № 1». 1982 г., с. 27.)
Старпом присутствовал на многих занятиях по боевой подготовке рядового и старшинского состава, участвовал в освоении сложной техники, помогал проводить тренировки связистов. «БЧ-4 крейсера «Красный Кавказ» по праву заняла первое место», – писал М. Ф. Романов. («Красный черноморец». 1946 г.).
На крейсерском мостике
Заканчивалась кампания 1933 г., и в личном деле Кузнецова появилась очередная ежегодная аттестация: «Управление кораблем во время производит правильно и спокойно. Может быть назначен на командирские – командные должности». Командующий Морскими силами Черного моря К. И. Душенов добавил: «Аттестация не отражает ряда высоких качеств офицера как организатора, воспитателя и крепкого волевого руководителя. Все это имеет тов. Кузнецов».
В январе 1934 г. приказом Реввоенсовета СССР Кузнецов был назначен командиром уже знакомого ему крейсера «Червона Украина». Исполнилась его заветная мечта: «Я мечтал медленно и последовательно стать командиром корабля – большого или малого – и, стоя на мостике, управлять им». (Н. Г. Кузнецов, «Накануне». 1966 г., с.72.)
Командование кораблем Кузнецов считал делом для настоящего моряка. За все эти годы он, совершая походы, побывал во многих странах: в Швеции, Норвегии, Турции, Германии, Франции, Англии, Греции, Италии, Испании. Он свободно владел немецким, французским, испанским и позже английским языками.
Став командиром крейсера, он начал мыслить масштабнее. Этому способствовали и усиление флота новыми командирскими кадрами, и напряженная боевая подготовка с учениями, походами, и встречи с видными военными и государственными деятелями.
Вскоре крейсер был признан лучшим кораблем среди кораблей всех флотов Советского Союза. В декабре 1935 г. в Кремле Николаю Герасимовичу вручили орден Красной Звезды. На флоте многие заговорили о методах организации боевой подготовки «по системе Кузнецова».
Уважаемые читатели, сейчас мы перейдем к описанию той страницы жизни Кузнецова, которая сыграла решающую роль в его становлении не только как крупного военно-морского профессионала, но и как организатора и руководителя Военно-Морского флота.
И тогда мы поймем, почему в 1939 году, когда решался вопрос, кому доверить пост наркома ВМФ Советского Союза, выбор пал на Николая Герасимовича Кузнецова.
1936 год. Кузнецов командовал крейсером на Черноморском флоте. Как обычно, в августе 1936 г. шла напряженная боевая подготовка. Корабли часто выходили в море. Одно учение сменялось другим. Но, несмотря на напряженность учений, все живо интересовались событиями в республиканской Испании.
Что же произошло в Испании? 18 июля 1936 года организаторы военно-фашистского путча попытались свергнуть законное правительство республики, но на защиту его поднялся весь народ. Германия и Италия, в которых уже властвовали фашисты, поддержали испанского мятежного фашистского генерала Франко и оружием, и военной техникой, а затем и войсками. Англия, Америка и Франция заняли выжидательную позицию и заявили о невмешательстве во внутренние дела Испании. Этим они развязали руки германским и итальянским фашистам, которые оказали помощь испанским путчистам. И только Советский Союз встал на сторону испанских демократов-республиканцев.
Кузнецова внезапно вызвали в Москву. В разведывательном управлении комкор Урицкий спросил, известно ли ему, какие события происходят в Испании. И второй вопрос: «Вы хотели бы отправиться в Испанию?» «Да!» – ответил Кузнецов. «Очень хорошо… Вы назначены в Испанию нашим военно-морским атташе. Ваша задача – помогать флоту законного республиканского правительства. На сборы – сутки!» – сказал Урицкий. (Военно-исторический журнал. 1962 г. № 3. с.52–72.)
Продолжение – в следующем номере «Вестника Балтийска».
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: