Рита Щербакова – заслуженный работник культуры Российской Федерации, преподаватель высшей категории школы искусств имени Баха и жительница Балтийска с 1961 года. Девятого октября ей исполнилось 90 лет. Юбиляра поздравили представители управления соцзащиты. Они вручили цветы и подарок от администрации округа.
История этой удивительной женщины началась в Челябинске. Там в семье главного мастера механического цеха тракторного завода и медсестры медпункта этого же предприятия и появилась на свет наша героиня. У нее есть сестра, которая младше на 12 лет. Жила семья в коммуналке.
Война застала девочку совсем маленькой, тогда ей не исполнилось и шести лет. Отца назначили в отдел технического контроля завода главным сдатчиком танков, а мама, как военнообязанная, стала хирургической сестрой в эвакуационном госпитале.
Два года девочка провела в круглосуточном детском саду, видя родителей лишь изредка. Несмотря на юный возраст, Рита находила возможность навещать маму в госпитале. «Я старалась сесть на трамвай, потому что там можно было без денег проехать, и приходила в госпиталь. Там мама меня кормила, а я раненым пела песни и читала стихи», – вспоминает она. Девочка с детства отличалась артистизмом, выступала в детском саду и школе, сочиняла стихи.
После окончания войны, в 1945 году, отца, как члена партии, отправили на восстановление Восточной Пруссии. Он мог выбрать любой город, но решил поселиться в Рагните (сегодня Неман). «Когда мы ехали по Кенигсбергу, там были одни руины. Папа выбрал Неман, потому что там был разрушен только замок на площади. А мы, живя в Челябинске, не видели этих руин», – вспоминает ветеран.
Языковая практика
Семья поселилась в двухэтажном доме на улице, которая сначала была без названия, а потом получила имя «Первый рабочий поселок». Домов с удобствами не было, приходилось приспосабливаться к жизни в пустом доме. «На хуторах немцы побросали свои дома с имуществом, но мы поселились в городе, потому что было боязно жить на отшибе», – вспоминает наша собеседница. Девочка быстро освоилась на новом месте, гуляла и играла с немецкими детьми и быстро выучила немецкий язык.
«У нас была домработница. Когда мы приехали, нам выдали корову, как и всем, кто переселялся, чтобы люди хозяйство заводили. А мама городская, она говорит: «Да я и доить-то не умею! Зачем нам корова?» Тогда папа нашел через своих работников нам домработницу, немку. Она с радостью согласилась, потому что немцы с голоду умирали. У нас были карточки, причем у рабочих были рабочие карточки, а моего папу назначили замдиректора Целлюлозно-бумажного комбината», – поделилась Рита Щербакова.
Домработница почти не понимала по-русски, а у девочки появилась еще одна возможность практиковаться в немецком языке, разговаривая с ней. «Мама не заморачивалась с языком, говорила: «Да ну ее к чертям собачьим, буду я еще учить немецкий, они завоеватели», – вспоминает она. Несмотря на это, дети не делали различий между собой и немецкими сверстниками.
В школе Рита училась хорошо. После 10-го класса она поехала в Челябинск, к родственникам. Они и родители настояли на поступлении в медицинский институт, хотя девушка мечтала об искусстве и учебе в музыкальном училище. Она успешно сдала вступительные экзамены в мед, а преподаватель немецкого языка был поражен ее знаниями, но, к сожалению, курс в институте уже был набран, и мест не осталось.
Мечты сбываются
Рита поступила в Челябинский инженерно-строительный институт на экономический факультет и параллельно окончила на отлично вечернюю музыкальную школу. После первого курса она снова пытается поступить в музучилище. И получает отказ: нет педагога. Окончив второй курс, на время студенческих каникул Рита приезжает к родителям в Неман, чувствуя, что ее мечта скоро осуществится. Так и вышло: мама переоформила на нее свою путевку на Рижское взморье, и Рита отправилась на курорт. Там между домами отдыха был конкурс самодеятельности, и один из участников играл на аккордеоне. «Вы не дадите мне аккордеон на несколько минут, чтобы я тоже выступила?» – робко поинтересовалась девушка. Получив разрешение, Рита исполнила «Турецкий марш» Моцарта и спела песню.
Вдруг к Рите подошел невысокий мужчина. «Девушка, а вы мне не саккомпанируете?» – спросил он. Затем напел арию Ленского, и она тут же подобрала аккомпанемент. Оказалось, что ее собеседник приехал из Москвы и поет в Большом театре. Выступление не осталось незамеченным. К ней подошел член жюри смотра самодеятельности. «Девушка, а где вы учились?» – спросил он. Она ответила, что училась музыке в Немане и в Челябинске, а сейчас учится в институте на инженера-строителя. Мужчина был поражен ее способностями. «Вы такая талантливая – и поете, и играете, вам бы поступить в музыкальное училище!»
«Вы знаете, я уже все забыла, как же я буду сдавать экзамены. Сочинение надо писать, литературу сдавать», – засомневалась Рита. Но мужчина успокоил ее, пообещав помочь с репертуаром. Оказалось, что он – директор музыкального училища в небольшом латвийском городе Елгава.
Радостная, девушка вернулась домой, чтобы сообщить родителям новость. Папа, правда, был обеспокоен тем, что та может бросить институт. Но дочь успокоила его, сказав, что будет учиться в вузе заочно. Впереди ждали экзамены в музучилище. Но это была возможность исполнить заветную мечту, и Рита решила ею воспользоваться, несмотря ни на что.
Единственная сложность заключалась в том, что преподавание в училище велось на латышском языке. Из русскоговорящих там был всего лишь один педагог, остальные не понимали по-русски ни слова. Учебников тоже не было, потому что Рита стала первой русской студенткой училища. Девушка не испугалась. Ведь она свободно владела немецким языком, а в латышском было много немецких слов.
«Через полгода я освоила язык и уже говорила по-латышски», – вспоминает она. Но тоска по малой родине не отпускала. Она решила вернуться в Калининградскую область. Обратилась к директору училища с просьбой об увольнении. Но директор был непреклонен, и из-за нехватки педагогов он требовал отработать год в училище.
В отчаянии она заплакала, в это время в дверь постучали. На пороге стоял бывший директор, который принимал ее в училище. Теперь он был руководителем филармонии в Риге. Рита рассказала ему о своей проблеме. Тогда он попросил ее выйти в коридор, сам поговорил с директором училища, чтобы ее отпустили.
Счастью не было предела, она возвращается домой.
Первая аккордеонистка области
Рита Михайловна всегда верила в то, что у нее все получится. Еще в детстве, гуляя по улице, юная Рита услышала волшебные звуки аккордеона: «Недалеко от нас жила немецкая семья, причем у них было хозяйство – коровы, лошади, – вспоминает юбиляр. – И как-то, гуляя с ребятами, мы услышали красивые звуки аккордеона, но тогда я даже не знала, как он называется. Мы подбегаем, немцы что-то говорят, а мы не понимаем. А мужчина играл на аккордеоне, причем играл классику, Моцарта играл. Но я тогда не знала, кто такой Моцарт, но так меня это увлекло! Приворожили эта музыка и этот инструмент».
Тот случай перевернул ее жизнь. Дома она рассказала о своем открытии родителям. «У меня папа играл на гитаре, а про фортепиано я уже знала – ходила в Дом пионеров в Челябинске, в хоре пела, и на фортепиано нам аккомпанировали. Аккордеон же я увидела в первый раз, красивый, перламутровый», – поделилась наша собеседница.
После этого мама пообещала купить ей аккордеон. «Она в воскресенье поехала в Тильзит, меня взяла с собой, но никаких аккордеонов там не продавали. Папа поспрашивал у своих рабочих, у кого есть, и один человек продал ему инструмент», – рассказала наша собеседница. Она освоила его всего за два дня: «Сидела с аккордеоном, правой рукой подбирала, с левой разобралась только под конец вторых суток, чтобы играть двумя руками одновременно».
Ей в то время некому было помочь. Лишь когда Рита училась в девятом классе, открылась музыкальная школа, куда она сразу же поступила. «Мне мама купила самоучитель, а ноты я уже знала, сама выучила, умела играть, и меня сразу зачислили в третий класс», – рассказывает именинница.
По приезде в Калининградскую область в 1961 году она обратилась в управление культуры, где ее встретили с радостью, сказав, что она будет первой аккордеонисткой в области. «Посмотрев мой диплом, начальник управления предложил мне работу в музыкальной школе имени Глиэра в Калининграде. Но в тот самый момент мне в коридоре управления повстречалась директор музыкальной школы Балтийска. В итоге я согласилась приехать именно в Балтийск».
Так начался новый этап в ее жизни, посвященный музыке и обучению юных талантов.
Первая запись в ее трудовой книжке была сделана в училище в Елгаве, а вторая – о приеме на работу в Балтийскую музыкальную школу, где Рита Михайловна проработала долгие годы.
От учеников не было отбоя
Рита Михайловна получила вызов, оформила пропуск и приехала в наш город. Для молодого педагога было очень важно получить свое жилье, ведь именно его ей обещали, приглашая работать в Балтийск. В то время музыкальная школа располагалась на ул. Ленинградской, напротив Дома детского творчества. В одном подъезде размещалась музыкальная школа, во втором жили люди. Рита Михайловна получила комнату под самой крышей на мансарде, в середине помещения стояла печка, из мебели была только раскладушка. Днем комната превращалось в класс для занятий. Позже молодому специалисту дали более просторное жилье на первом этаже этого дома, а также выдали кое-какую мебель.
Рита Михайловна была первой аккордеонисткой в Балтийске. Слава о ней разлетелась по городу очень быстро, и от учеников не было отбоя. Они и сейчас не забывают о своем педагоге и поздравляют ее со всеми праздниками. «Благодаря отличному слуху я могла быстро подбирать мелодии и легко аккомпанировать хору, я и пела сама, – вспоминает юбиляр. – Меня долго не отпускали со сцен в городе, так как мои выступления очень нравилось людям. Пела песни на русском, немецком, латышском языках. Выступала с эстрадным оркестром Дома культуры на концертах, танцах, праздниках».
На одном из выступлений она познакомилась со своим будущим мужем. «Гена Щербаков, молодой симпатичный парень, вел концерты, а после них провожал меня домой», – делится Рита Михайловна. Расписались молодые 26 сентября 1961 года. Через год у пары родился сын Вадим, но в декретном отпуске молодая мама была только три месяца летних каникул, а все остальное время работала. Кормила ребенка в промежутках между уроками, а ученики или их родители катали коляску, пока шли занятия. Муж тогда работал на маяке и благодаря тому, что у него были отгулы после дежурства, мог сидеть с сыном. «Еще нам помогла моя мама, приезжая из Немана после смены в больнице», – говорит Рита Михайловна.
Два с половиной года она была завучем музыкальной школы, но все же больше ей нравилось работать именно с учениками. Выпускников у нее сотни. Среди них выпускники Калининградского музыкального училища и консерваторий, композитор, директор музыкальной школы в одном из городов России.
Для Риты Михайловны музыка стала смыслом жизни, а ее лейтмотив – аккордеон, как первая любовь. Вся ее жизнь – настоящая мелодия любви к ученикам и окружающим людям. От души поздравляем замечательного юбиляра с 90-летием! Желаем счастья, здоровья и мира!
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: