Совместный проект с газетой «Страж Балтики»
Безусловный авторитет для экипажа
Максим РУМЯНЦЕВ, фото автора и из архива «Стража Балтики»
Ежегодно 8 октября отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля Военно-Морского флота РФ.
Каждый день командира корабля начинается с рассветом – в море или базе, в будни или праздники. Даже если заведены швартовы, а в иллюминаторах родная гавань – все может измениться мгновенно.
Без командира, как и без Андреевского флага, корабля не бывает. И вряд ли найдется лейтенант, который, впервые вступив на палубу, не мечтал бы возглавить экипаж. Командир на боевом корабле, как правило, специалист по вооружению. Командир корвета «Стойкий», о котором пойдет речь сегодня, выпускник Балтийского высшего военно-морского училища имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, по образованию артиллерист.
Первый корабль
Мы познакомились с Арсением Огинским больше десяти лет назад, да так и не теряли связи с тех пор. Потомственный офицер о службе на флоте мечтал с детства. Вырос на книгах Валентина Пикуля, Константина Станюковича и Леонида Соболева. Мы частенько виделись с ним во время выходов в море на боевые стрельбы. Тогда, в 2013-м, он начинал свою службу на новейшем корвете «Бойкий», только что принятом в состав ВМФ. Очень хорошо помню, с каким восторгом отзывался молодой командир артиллерийской батареи о своем первом месте службы.
«Очень хороший корабль! – не скрывал эмоций офицер. – Если сравнить со старыми сторожевиками – более компактный, более маневренный, полностью автоматизированный. Соответственно, меньше экипажа нужно для обслуживания вооружения и военной техники на корабле. Выполнен по технологии малозаметности для радаров противника. По вооружению значительно превосходит корабли предыдущих серий».
Сейчас уже и не сосчитать, сколько раз доводилось наблюдать за его работой на боевом посту. Бил парень всегда в цель и без промаха, поэтому и по карьерной лестнице поднимался уверенно: сначала стал командиром ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2).
Так и проходила жизнь офицера на борту родного «Бойкого». Границы между служебным и личным временем стирались. Море, вопреки известной поговорке, на замок не закроешь. Каждое появление дома – маленький праздник для семьи. В один из таких мне удалось познакомиться наконец с очаровательной супругой офицера Марией и совсем еще маленькой дочуркой Мирой.
Семья Огинских тогда только обзавелась собственной двухкомнатной квартирой, купленной по программе военной ипотеки. И там, как и на корабле, четкий распорядок и постоянная боеготовность.
«Обед в семь вечера, ужин – в двенадцать ночи, – поделилась тогда Мария. – И то не факт, придет папа домой или нет, но все должно быть готово. А может прийти и сразу уйти, причем неизвестно, надолго или нет. Но я знала, за кого замуж выхожу, так что отношусь к этому спокойно. Однажды даже посчитать пытались, сколько времени он проводит дома, а сколько на службе. Получилось соотношение один к пяти. Надо объяснять в какую сторону?»
Командир корвета «Стойкий»
В какой-то момент я потерял из виду Арсения Огинского, пока вновь не увидел на ходовом мостике корвета – теперь уже «Стойкого» и уже в качестве старпома. С тех пор в его сферу ответственности входило уже не только вооружение. В подчинении целый экипаж – офицеры, мичманы и матросы, надежные товарищи, проверенные морем.
Современные корветы – универсальные корабли ближней морской зоны. Несут на борту комплекс противокорабельных крылатых ракет «Уран», артиллерию, средства ПВО и современное радиоэлектронное вооружение. Экипаж корвета – только контрактники. Автоматизация всех систем управления оружием максимальная. И во всем этом сложном хозяйстве старпому надлежит досконально разбираться. Видимо, поэтому в корабельном уставе четко и недвусмысленно прописано: частое оставление корабля старшим помощником командира несовместимо с выполнением им служебных обязанностей.
«Уезжал учиться на офицерские классы в Санкт-Петербург, – поделился он. – Прошел подготовку по специальности «командир многоцелевого корабля», получил назначение сюда».
На недавних совместных стратегических учениях «Запад-2025» корвет «Стойкий» успешно отстрелялся по морской цели главным ударным ракетным комплексом «Уран». В рамках одного из эпизодов экипаж «Стойкого», расчет БРК «Бал» и многоцелевые истребители Су-30СМ морской авиации флота успешно выполнили задачу по нанесению совместного удара крылатыми ракетами по мишенной позиции, имитировавшей отряд боевых кораблей противника.
И снова увидел я на мостике героя сегодняшней публикации, только на боевом номере красовалось лаконичное «командир», а на погонах – звезды капитана второго ранга.
«Успех всего экипажа – безусловная заслуга лично командира корабля! – уверен старший помощник командира корвета «Стойкий» капитан-лейтенант Александр Емцов. – Наш командир имеет огромный опыт службы на корветах, знает все досконально, поэтому до сих пор остается, можно сказать, наставником для всего экипажа.
Незыблемый авторитет для всего экипажа. В руках командира вся полнота верховной власти на борту, когда корабль находится в одиночном плавании вдали от родных берегов. И каждый день у причальной стенки – это только подготовка к новому выходу в море.
От командира артиллерийской батареи через все положенные ступени флотской карьеры к должности командира корабля – понятный и естественный ход событий. На каждом из пройденных этапов службы появляется новый опыт и знания.
«Конечно, с назначением появилось намного больше ответственности, – делится капитан 2 ранга Арсений Огинский. – Командир лично отвечает за все, что происходит на корабле, и лично же руководит тренировками, учениями экипажа».
Прямо сейчас корвет готовится к очередному дальнему походу. Впереди – новая длительная разлука с семьей, которая с момента нашего знакомства стала еще больше: пять лет назад родился сын Константин. Сколько боевых служб в активе отца и мужа, дома и считать уже не пытаются. Главное – полная и постоянная боевая готовность к его редким появлениям.
Двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю – регламент служебного времени командира корабля расписан буквально по минутам практически круглосуточно. И даже во время стоянки рабочий день далеко не всегда заканчивается сходом на берег. Но, несмотря на все трудности, из года в год среди выпускников военно-морских вузов лейтенантов, которые мечтают стать командирами кораблей, меньше не становится.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: