От простого к сложному
На Балтийском флоте в рамках начала зимнего периода обучения проходит этап одиночной подготовки военнослужащих
Совместный проект с газетой «Страж Балтики»
Максим МАРУСЕВ, фото из архива «Стража Балтики»
На войсковых полигонах в эти дни царит привычное оживление. Здесь, среди уже прихваченных первыми морозами складок местности, окопов и макетов укреплений, молодое пополнение начинает свой путь к вершинам боевого мастерства. Более 2 тысяч военнослужащих различных соединений и воинских частей Балтийского флота приступили к плановому этапу одиночной подготовки.
Позади первые шаги по плацу и строевое слаживание подразделений. Теперь – к главному. Этап одиночной подготовки – это первая и самая важная школа выживания. Месяц-другой упорного труда, десятки тактических, огневых и специальных занятий, и во вчерашних призывниках начнут проступать первые контуры настоящих бойцов.
Там, где рождаются навыки
Программа подготовки проверена не одним поколением, она фундаментальна и сурова: от изучения уставов и тактических схем в полевых классах до изнурительной отработки нормативов по огневой подготовке, РХБЗ и первым шагам в управлении боевой техникой. Особый упор на будущих специалистов – впереди сборы для гранатометчиков, наводчиков АГС, операторов боевых машин, снайперов и разведчиков.
Огневой городок. Здесь не смолкает треск автоматных очередей и сухие щелчки учебных гранат. Молодые бойцы учатся не просто стрелять в сторону мишени. Они отрабатывают мгновенное принятие решения: короткая очередь из укрытия, перебежка под условным огнем, смена позиции. Каждый патрон – на счету, каждое движение должно быть осмысленным. Все инструкторы имеют опыт СВО и не устают повторять: «В боевой обстановке второго шанса правильно вскинуть оружие у тебя не будет».
На огневом рубеже – гранатометчики. И очень мало встречается тех, кто с первого раза начинает бить точно в цель.
«Ничего не поделаешь, так устроен человек, – объясняет инструктор. – Инстинкт настойчиво подсказывает, что при сильном боковом ветре надо брать поправку, поворачивая гранатомет в сторону ветра. Тогда как действовать нужно ровно наоборот».
На соседнем учебном месте один из бойцов пытается впервые «оседлать» лягающийся станковый гранатомет АГС-17 «Пламя». «Простой как молоток! – с восхищением делится морпех. – Достаточно легкий, лупит по площадям, противника держит в страхе и близко не подпускает. То, что нужно для поддержки пехоты»!
На зараженном учебном участке местности полосы РХБЗ, обозначенном тревожными красными флажками, фигуры в ОЗК и противогазах похожи на инопланетян. Движения непривычно скованы прорезиненной тканью. Здесь учат не бояться сигнала «химическая тревога», а правильно действовать в этих условиях: быстро преодолевать зараженную зону, проводить частичную дегазацию оружия, помогать пострадавшему товарищу. Эти упражнения не только физически, но и психологически непростые.
А на трассах БТР-82а ревут дизельные двигатели – учебный фон для механиков-водителей. Сначала – первые выезды по колейной дороге и косогорам. Задача новичка – не заглохнуть, не сойти с трассы и четко следовать командам наводчика, который в этой связке – его глаза. Скорость – это потом. Сначала первостепенное – контроль, плавность и взаимопонимание с экипажем.
От новобранца до наставника
Матрос Евгений В., призванный из Нижнего Новгорода, впервые ползком преодолевает участок открытой местности под «огнем» условного противника. Его лицо вымазано грязью, но сосредоточенно. «На плацу было проще, – сокрушается парень, отряхиваясь после выполнения норматива. – Здесь надо считаться с каждой кочкой, лужей или ямой. Нужно думать, а не просто повторять за инструктором. Но когда что-то начинает получаться – чувствуешь, что все не зря».
Рядом старший матрос контрактной службы Алексей С. Он пришел служить в морскую пехоту по призыву весной и, долго не раздумывая, подписал контракт. Теперь он – живой пример и первая опора для необстрелянной молодежи.
Инструктор Дмитрий Д. на месте этих ребят был пять лет назад. Его успешный путь от растерянного вчерашнего призывника до уверенного командира – лучшая мотивация для подчиненных. «Глубже копай! – слышу его голос, заглушаемый ветром. – Этот бруствер должен спасти тебя от осколков, а не просто сделать так, чтобы я не видел, как ты тут сачкуешь».
Инструктор не просто требует, а показывает: как эффективнее работать лопатой, как оборудовать ячейку для стрельбы лежа.
Действовать осмысленно
«Конечная цель этого этапа – не просто формирование определенных навыков, а воспитание думающего, инициативного воина, – подчеркивает офицер, руководящий подготовкой на полигоне. – Он должен не просто уметь разбирать автомат, но и понимать, как он устроен, почему в той или иной ситуации лучше стрелять короткими очередями, а не длинными. Он должен чувствовать местность, научиться ее читать как открытую книгу. Полигон – это первый настоящий учебник, где теория из уставов и наставлений по боевой подготовке немедленно проверяется практикой».
Через несколько недель эти молодые люди, сегодня еще неуверенно ползущие по-пластунски и с трудом отличающие курок от предохранителя, изменятся до неузнаваемости. Из гражданских парней, приехавших сюда со всей страны, они начнут превращаться в костяк подразделений Балтийского флота. А для инструкторов, прошедших через тяжелые бои в зоне СВО, лучшей оценкой работы станет тот момент, когда их подопечные на итоговых контрольных занятиях покажут себя настоящими бойцами, будут действовать слаженно, быстро и, самое главное, осмысленно. Это и есть главная цель этапа одиночной подготовки.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: