Лоцманы льда
Скромные труженики моря – буксиры Балтийского флота сражаются с аномальной зимой
Фаниль ВАЛИТОВ, фото автора
Совместный проект с газетой «Страж Балтики»
Зима в этом году нагрянула в Калининградскую область неожиданно и беспощадно. Она пришла сначала с пушистыми снегами, а после оглушила давно не виданной в этих краях стужей, что вгрызлась в камни набережных, сковала волны Балтийского моря и местами превратила его в искрящееся неподвижное поле.
Для многих это – красивая картинка, фото и видео, что бьют рекорды просмотров в соцсетях. Для Балтийского флота – достаточно серьезный вызов, ведь боевые корабли не должны стать пленниками льда. А для жителей Балтийской косы это и вовсе вопрос выживания: паромная переправа, их единственная ниточка, связывающая с материком, оказалась под угрозой.
И в этой ледяной тишине закипела размеренная работа. Вызов разгулявшейся стихии бросили не могучие ракетные корабли, а скромные труженики моря – рейдовые буксиры вспомогательного флота. Автор этих строк провел один день на борту «Владимира Вартанова» – судна, которое стало настоящим ледяным лоцманом посреди этой суровой зимы.
Бегущий по волнам
Поймать «Владимира Вартанова» – задача для самого быстрого фотоаппарата. Этот «летучий голландец» Балтийска не стоит на месте ни минуты. Утром он выводит в море морской тральщик, через полчаса его уже видят у другого причала, где он, упираясь мощным корпусом, раскалывает ледяной панцирь вокруг ракетного корабля. Не успеваешь добежать до новой точки встречи, а он уже мчится к боновым заграждениям, чтобы расчистить проход там.
«Работаем как на коротком поводке, – смеется капитан, когда мы наконец-то влетаем на палубу с помощью швартовой команды. – Задачи сыплются одна за другой. Но так и должно быть».
Из просторной теплой рубки открывается сюрреалистичный вид. За бортом не море, а сплошное белое марево, разрисованное трещинами и синими тенями. Дальше – расколотые, прозрачные, как стекло, льдины, серая шуга, похожая на кашу, и вдруг – полынья с чистой зеленоватой водой, от которой поднимается густой, почти банный пар. Деревья на берегу канала стоят, укутанные в толстый, пушистый иней – работа непрерывного арктического ветра. Пейзаж больше напоминает кадры из фильма «Земля Санникова», чем привычную Балтику.
Мы все здесь флотские
Капитан «Владимира Вартанова» Виктор Фокин – человек, в котором спокойная уверенность чувствуется с первой минуты. На Балтийском флоте он уже больше 20 лет. «Я здесь свой, – рассказывает Виктор Николаевич, глядя на ледяную гладь за иллюминатором. – Родом из семьи военнослужащих. Жена работает поваром на таком же буксире, «РБ-401». Дом в Балтийске. Мы все повязаны морем».
Официально ледокольные функции в задачи буксира не входят, но зима внесла свои коррективы. «Пришлось осваивать, – признается капитан. – Учились на ходу: как бить, как колоть, как проходить. Главное – не дать образоваться сплошному ледяному полю в гавани. Мы выгоняем лед в морской канал, освобождаем акваторию и корпуса боевых кораблей, чтобы они были готовы выйти в море в любой момент.
Таких холодов в самой западной военно-морской базе старожилы не припоминают. «Лет десять такого точно не было! – говорит капитан. – Давно, наверное, я в школе, классе в восьмом, учился, помню, бегали к снежным торосам на городском пляже. В другие годы был лед, но не такой толщины».
Есть много особенностей в работе, определяемых интересами обеспечения безопасности кораблей и судов. Колотый лед не может выходить самостоятельно в канал, и за счет этого образуется большое толстое ледовое поле, но буксиры приспособились и научились работать в новой обстановке. Технически буксир может справиться со льдом толщиной почти до полуметра. Для Балтики это, разумеется, что-то совсем уж нереальное. Но экипаж «Владимира Вартанова» бьет все рекорды по интенсивности работы.
Отрезанные от Большой земли
Особая глава этой зимней эпопеи – помощь жителям Балтийской косы. Поселок на тонкой полоске суши оказался в ледяной блокаде. Паром «Нида», единственная связь с материком, рисковал застрять. «По приказанию командующего Балтийским флотом мы пошли колоть лед у причальной стенки и в аванпорте, – рассказывает Виктор Николаевич. – А потом приступили к сопровождению парома, прокладывая ему дорогу во льдах. Мы в спасательном отряде, это наш долг».
На вопрос, благодарят ли местные жители, капитан только усмехается. «Для нас ведь не благодарность важна, а результат, – говорит он. – Видеть, как паром спокойно идет к причалу, а люди с косы могут доехать до работы, до больницы – это и есть лучшая награда».
Пока буксир долбит льдины, внутри его стального чрева идет своя невидимая борьба. Сменный механик Игорь Сабчук, опытный моряк с сухогрузов и танкеров, знает, что мороз – злейший враг механизмов. «Не очень хорошо они на эту аномалию реагируют, – говорит он, проверяя показания приборов. – Винторулевая колонка может забиться ледяной шугой. Каждый раз после работы во льду выходим на чистую воду и продуваем ее – даем обороты в разные стороны. Ледяная крошка норовит забить и кингстонные сетки, через которые забирается вода для охлаждения. Но конструкторы молодцы – сделали ледовый ящик. В нем эта шуга тает, не доходя до фильтров».
Электромеханическая служба буксира – это шесть человек: старший механик, два сменных и три моториста. Их мир – это гул двигателей, запах солярки и металла и постоянная бдительность. «Надо знать теорию и чувствовать практику, – рассказывает механик. – Современная техника умная, но требует уважения. И образования».
На вопрос, как воспринимает такие необычные задачи, как помощь жителям косы, Игорь Сабчук лишь пожимает плечами: «Задачи нам поставили командиры. Раз наши люди нуждаются в помощи, мы будем помогать – как и раньше, когда переправу вообще военные суда обеспечивали».
Счастливая дюжина
«Владимиру Вартанову» одиннадцать лет. Десять из них на его капитанском мостике стоит Виктор Фокин – сначала сменным помощником, теперь – капитаном. «Практически весь экипаж служит с первого дня ввода буксира в строй, – с гордостью говорит он. – Двенадцать человек. Все ребята – золотые, все трудятся, все поощряются командованием. Буксир показал себя с лучшей стороны. Механизмы работают как часы, потому что мы за ним следим, как за своим домом».
Это, пожалуй, и есть главный секрет – не только крепкая сталь и мощность двигателей в три тысячи лошадиных сил. Главное – люди, которые в лютый мороз выходят на палубу, чтобы принять или отдать швартовы, которые вслушиваются в каждый новый звук из машинного отделения, которые в рубке, оттирая смотровое стекло от инея, ведут многотонную махину так, чтобы, ломая лед, не повредить борт боевого корабля. «Когда зима закончится в Балтийске?» – задаю риторический вопрос в конце дня. «Вместе увидим!» – отвечают моряки.
И в этот момент становится понятно, что свою необъявленную войну зима уже проиграла. Потому что пока «Владимир Вартанов» и ему подобные труженики бороздят ледяные поля, ракетные корабли и сторожевики находятся в полной боевой готовности, жители Косы не остались в изоляции. Там, где кончаются силы природы, начинается сила человеческого духа, долга и мастерства.
Эти лоцманы льда не ищут славы, их имена не печатают на первых полосах федеральных газет. Да и местные не особо замечают их труд, рассказывая об ужасах и аномалиях нынешней зимы. Их работа – это монотонный гул дизеля, скрежет льда и бесконечная череда задач. Но именно они, серые, неуклюжие, на первый взгляд, буксиры, в эти морозные дни стали настоящей опорой флота, той силой, которая не дала Балтике застыть окончательно. И раз буксиры вспомогательного флота морозным утром выходят на свои маршруты, можно быть уверенным, что боевые корабли тоже сумеют выполнить любые поставленные задачи.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: