Рекламный баннер 990x90px header-top
81.13
95.1
Рекламный баннер 728x90px center-top

Балтийский шторм в запорожских степях

 Балтийский шторм в запорожских степях

Совместный проект с газетой «Страж Балтики»

Дмитрий ТОЛМАЧЕВ

Совсем недавно морские пехотинцы Балтийского флота штурмом взяли крупный опорник украинских боевиков. Наши парни продвинули линию фронта на несколько километров и перерезали пути снабжения ВСУ.

В зоне специальной военной операции штурмовые отряды бригады морской пехоты сегодня находятся на острие наступления. Балтийцы ведут ближние бои с противником, постоянно рискуя столкнуться лоб в лоб с вражеской разведкой, нарваться на мины или попасть под огонь снайперов.

Трудности штурма

Отличительная особенность таких подразделений – умение эффективно действовать тогда, когда расстояние до неприятеля исчисляется метрами. Но нередко штурмовиков привлекают и к корректировке артиллерии в тылу врага, и к захвату опорных пунктов ВСУ, как было в одном из населенных пунктов на запорожском направлении.

Работа идет по классике: перед продвижением штурмовых групп укрепрайоны ровняет с землей артиллерия. Главные помощники пехоты – бронемашины. На БТР82А можно не только оперативно доставить подразделение, но и поддержать наступающих огнем из скорострельной 30-миллиметровой пушки. Правда, в нынешних условиях штурмовики все чаще прибегают к тактике скрытного передвижения небольшими группами. Задача – незамеченными выйти к вражеским окопам. Как правило, все подступы к позициям заминированы. Всегда есть риск задеть растяжку или наступить на мину-«лепесток».

Небольшие землянки вырыты в лесополосе на достаточном расстоянии друг от друга. Нередко между ними прорыты подземные ходы для скрытного перемещения. Дроны противника почти круглосуточно висят над головами, то и дело пытаясь залететь внутрь укрытий. Постоянно работает вражеская артиллерия. Обтесанные снарядами деревья почти не защищают. В ответ наши расчеты посылают еще больше снарядов на позиции ВСУ. Если поднять коптер и посмотреть сверху, то вся поверхность напоминает лунный ландшафт: земля в кратерах от разорвавшихся снарядов. Только выйдешь из окопа – прилет, перебежишь в соседний – прилет. При этом наши доблестные гвардейцы умудряются штурмовать позиции врага.

«Личный состав противника заметно редеет. Если раньше у ВСУ было много диверсионно-разведывательных групп, которые перемещались по ночам, то сейчас даже их нет. Неонацисты просто заняли позиции, сидят на них и никуда не двигаются. Ждут, когда подойдем мы, – рассказывает командир отделения с позывным «Князь». – Трудность штурма населенных пунктов заключается в том, что украинские подразделения скрываются в жилых домах, где еще остаются мирные граждане. Мы это видим во время разведки с беспилотников. Особенно много стариков. Поэтому работаем ювелирно – увидели, как украинский солдат юркнул в сарай, – бьем только по этому строению. Тактика выжженной земли здесь не работает».

Главная задача – закрепиться

«Князь» прибыл на специальную военную операцию после подписания контракта полтора года назад. До этого работал механиком на ферме в Полесском районе. За месяц подготовки на полигонах вспомнил навыки, полученные на срочной службе в мотострелковом полку. Спустя четыре месяца на передовой был ранен кассетным снарядом. Последовали лечение в Ростове-на-Дону, затем реабилитация в Калининграде. Мог остаться служить в Балтийске, но сам написал рапорт и вернулся на фронт к братишкам. «Я не могу оставить своих парней. Все время в госпитале думал, как они здесь. Дома, конечно же, ждет семья, но раз уже начал воевать, то надо идти до победы», – отмечает боец.

Начался дождь, ветер усилился. Затянутое тучами небо чисто от беспилотников – самое время для работы штурмовиков. Позади село Левадное. Нужно закрепиться на выгодном участке и занять дорогу за лесополосой, где ВСУ проводят ротацию. Из окопов выходит пара бойцов и вдоль кустов движется в сторону противника, который плотно засел на другой стороне поля. Пока оставшиеся штурмовики прикрывают боевую двойку огнем, морпехи выкапывают окоп в непосредственной близости от врага, таким образом заставляя его показаться из укрытия. Маневр сработал! Вэсэушники высовывают головы, раскрывая свою точку. Наблюдатели засекли место, но вскоре по паре штурмовиков начинает работать миномет ВСУ, даже несмотря на то, что может накрыть и своих. Разлет осколков – около 200 метров.  Морским пехотинцам приходится оставить позицию, а в крупный опорник противника через мгновение прилетает снаряд от 152-миллиметровой пушки «Гиацинт» – братишки из артдивизиона сработали оперативно. Сразу после этого с двух сторон поля штурмовики на четырех багги залетают в лесополосу. Главная задача – закрепиться здесь. Дорога снабжения прямо за лесополосой. «Князь» с товарищами быстро окапываются, пока противник не начал выбивать их артиллерией. Можно было бы использовать уцелевший блиндаж украинских солдат, но все окопы они отмечают координатами у своих артиллеристов.

Враг бьет кассетами

Рядом с нашими новыми позициями стоят разбитые танки ВСУ. Летом 2023 г. в разгар так называемого контрнаступления украинские боевики решили взять наши позиции накатом, но их встретили противотанковые расчеты, поразив и технику, и живую силу врага. «Вэсэушники тогда настолько опешили, что не смогли сразу отступить, долгое время кружили на одном месте. Два сгоревших танка стоят у хутора близ Левадного до сих пор – как памятник неудавшемуся контрнаступлению вооруженных сил Украины», – рассказывает штурмовик с позывным «Метла».

Спустя час готова первая землянка с глубокими ячейками для укрытия от снарядов. Все-таки пришлось использовать незаконченный окоп прежних хозяев. Времени совсем мало. В лесополосах рядом слышится треск автоматов – это работают штурмовики соседней роты. Интенсивность штурмов высокая: только группа зашла на позиции, как на помощь ей нужно отправлять другую. Еще секунда – и в небе разрывается «кассетка»: враг пытается выбить морпехов с их позиций. Звучат снаряды этого типа характерно: сначала свист от рассечения воздуха, потом громкий хлопок где-то в вышине, а спустя пару секунд начинается канонада разрывающихся на земле боеприпасов. Похоже на городские салюты, когда за большим фейерверком следует треск маленьких. Сотни осколков от этих «фейерверков» пронзают все на своем пути. А бойцы привыкли. «Ну прилетело. Главное – не по нам», – замечает «Князь».

Зарыться поглубже

После долгих месяцев на передовых позициях, где на них с неба летит вообще все подряд без остановок, такие залпы звучат буднично. Второго прилета долго ждать не пришлось: опять громкий взрыв, кассеты разлетаются по сторонам, однако срабатывают на сей раз далеко не все боеприпасы. «Сейчас могут пойти возвращать свои позиции, – говорит «Метла» и связывается по рации с операторами дронов. – «Ворон», что там по гостям? Скоро ждать?» «Да не можем «птичку» поднять – ветер сильный, сносит. Пока так наблюдайте. Как поднимем, сообщим», –  отвечает тот.

Погода, которая сначала играла на руку нашим штурмовикам, теперь не радует. Высовываться из укрытия при кассетном обстреле – минимум получить ранение. Тем временем морпехи прорывают еще один выход под землей, где сверху торчат корни дерева. Под ними можно укрыться и наблюдать за противником.

 Командир роты «Корд» на постоянной связи с артиллеристами и «Князем». Если противник все же начнет обратный штурм, то расчеты 82-миллиметровых минометов уже записали новые ориентиры, куда полетят снаряды. Вернуть свои позиции враг теперь не сможет. «Что там у соседей?» – интересуется «Князь» у командира. «Пока жарко, но вроде как сработали. Что у вас с «трехсотыми»? Эвакуация нужна?» – «Нет, мы без потерь».

Артиллерийский обстрел закончился. Над головами штурмовиков голые деревья – листвы почти не осталось. Нужно закрепляться дальше – зарыться поглубже, пока нет дронов. Вот-вот придет подкрепление. Соседняя лесополоса тоже взята. «Хорошая высота для дальнейшего наступления, – комментирует «Корд». – С нее на восемь – десять километров вперед просматривается горизонт».

Работа настоящих мужчин

Добраться до позиций, говорят штурмовики, сложнее, чем воевать на них. В военной терминологии существует фраза «зайти на ноль» или «выйти на ноль». «Ноль» – это та точка, от которой до позиций добраться можно только пешком. Никакая техника, даже эвакуационная, дальше не заедет, так как все простреливается тяжелыми снарядами и дронами-камикадзе. В небе круглыми сутками летают беспилотники.

Еще одна фишка ВСУ на этом участке фронта – маленькие ежи, сваренные из арматуры, которыми боевики забрасывают подъездные пути. Техника, наезжая на них, «разувается» и останавливается, после чего ее добивают артиллерией либо дронами-камикадзе.

Порой до позиций нужно пройти пешком со всем обмундированием и боекомплектом километры. Раненых тоже необходимо сначала доставить на «ноль», после чего их под ударами артиллерии и БПЛА эвакуируют уже на технике. Дойдя до позиций, многие бойцы выдыхают, мол, самое сложное позади. В зависимости от настроения ребята называют эти пути дорогами жизни или дорогами смерти, рассказывает «Корд».

Работа штурмовика – это работа для определенного типа людей, как, впрочем, и любая иная боевая работа. Наверное, чуть более рискованная, чем другие. Хотя кто больше рискует на войне: штурмовик или понтонер, к примеру, летчик или танкист, санитар или сапер? Бригада морской пехоты Балтийского флота с первых дней на СВО, и весь личный состав говорит о сплоченности всех родов войск – все братишки выполняют общую трудную и опасную военную работу.



92646

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px center-bottom
Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 200x200px sidebar-right
Рекламный баннер 200x200px sidebar-right
Полезные ресурсы