
Как поселок Камстигаль стал частью города
Интересна история поселка Севастопольский, который до 1947 года назывался Камстигаль, а сегодня является районом Балтийска. В течение столетий название его видоизменялось: он назывался Комстегаллен, Камстегаллен, Комстигаль. Но известно, что более привычное нам название Камстигаль встречается впервые в 1515 году.
Разные источники объясняют название по-разному: одни считают, что в переводе со старопрусского «kamstes» означает угол, а «galles» – конец, окончание, то есть в самом углу. Немецкий ученый Лоут Хенненбергер переводит название как Kampestegella – то есть, «баранья голова», или «баранья местность», «баранья гора». Историк Гордак считает, что еще в орденские времена там делали кирпич, и поэтому название пошло от фразы Kampustegularus, то есть «глиняное место». Уединенно расположенный на одной из вершин Пиллауского полуострова, Камстигаль не только видоизменял свое название, но и видоизменялся сам, сменяя хозяев.

Край крестьянских хозяйств
Историки рассказывают, что в 1455 году селение было полностью сожжено поляками, в 1520 году оно было вновь разрушено моряками из Данцига. И все же в 1476 году начало развиваться благодаря владельцам замка Лохштедт баронам Крюгерам, которым принадлежали и местные угодья, и Осетровая изба на горе Пфундебудеберг (гора Школьная в центре Балтийска, где сейчас расположен храм Александра Невского).
Территория деревни, согласно различным источникам, составляла на 1599 г. 19 наделов земли, к 1700 г. – 5 наделов, к 1925 г. – 246,7 га земли.

Согласно данным из книги доктора Бернда Вебке «250 лет Пиллау», в 1664 г. здесь было 11 крестьянских хозяйств, где жили женатые солдаты крепости Пиллау. Доктор Конрад Хаберлянд в книге «Морской город Пиллау» рассказывает о том, что в конце XVIII века встала необходимость возрождения обветшалых крепостных сооружений, и в 1790 г. на восстановление крепости привезли 1,5 тысячи человек и расселили в поселке. А с 1795 г. все крестьянские дворы здесь передавались в наследственную аренду.

Из рук в руки
Известны некоторые имена владельцев селения Камстигаль. Например, в 1640 г. оно принадлежало капитану Люрсу из Пиллауского гарнизона. В 1810 г. Камстигалем владел управляющий лоцманской службой Густав Штенке, а получил он его из рук капитана вахтенной службы фон Гюдемана. Когда Пиллау заняли французы, вице-консул Дрезнау занял жилье капитана Штенке, и тот поселился в Камстигале. После освобождения от французской оккупации Штенке продает Камстигаль и создает в Пиллау типографию, чтобы печатать газету «Пиллауский корабельный вестник». В 1820 г. местом владеет асессор (должностное лицо, наделенное судебной властью) Хаген. 1824 г. владельцем становится капитан лоцманской службы Карл Фридрих Кун. От Фридриха Куна Камстигаль переходит в руки его сына Альберта Куна, Альберт Кун передает Камстигаль своему зятю Зоммеру, а от того поселок получает впоследствии его сын Густав Зоммер. Последними владельцами были генерал Густав Хайнрих Зоммер и его жена Хелена, урожденная Кун.
Прирастая землями

Доктор Хаберлянд упоминает о Камстигале также следующее: «Когда в 1865 году открылось движение по железной дороге, это имело колоссальное значение для города – теперь сообщение с Камстигалем не прерывалось и зимой. Раньше же приходилось везти товары санным путем». Бернд Вебке пишет, что земли в Камстигале были лучше, чем в Пиллау: угодья около залива засевались пшеницей и клевером.
До 1919 г. в Камстигале располагалась известная пивоварня. В 1930 году Пиллау встал перед проблемой строительства жилья, и дома начали возводить в различных частях города. Благодаря укреплению территории от песчаных заносов была расширена площадь по направлению к местечку. К 1936 г. площадь города составила 1 192 гектара, а площадь Камстигаля – 247 гектаров. Генерал Хайнрих Зоммер в 1937 г. продал поселок морской администрации, которая стала активно использовать территорию под застройку жилыми кварталами.
Сегодня у поселка Севастопольский, несомненно, хорошие перспективы. Не последнюю роль в этом играет находящийся неподалеку развивающийся порт, строящаяся инфраструктура и предстоящая газификация. Все это в ближайшем будущем может привлечь немало инвесторов, но как все будет на самом деле – покажет история.
Оставить сообщение: